Новости
11.01.2010

Сайт Счётной палаты Тазовского района признан победителем всероссийского конкурса интернет-сайтов

Сайт Счётной палаты Тазовского района признан победителем всероссийского конкурса интернет-сайтов

По итогам 5-го всероссийского конкурса интернет-сайтов «Прозрачный муниципалитет. Контрольные органы в Интернете» учрежденный Институтом муниципального управления, электронным журналом «Энциклопедия местного самоуправления» и газетой «Местное самоуправление» сайт Счётной палаты Тазовского района признан победителем.

Во втором полугодии 2009 года прошёл 5-й всероссийский конкурс интернет-сайтов «Прозрачный муниципалитет. Контрольные органы в Интернете» учрежденный Институтом муниципального управления, электронным журналом «Энциклопедия местного самоуправления» и газетой «Местное самоуправление».

Всего участвовало – 17 контрольных органов из разных регионов России, среди которых городских округов - 15, муниципальных районов - 1, городских поселений - 1. В соответствии с Положением о конкурсе победители определялись по решению Жюри. Победителями конкурса стали сайты Счётной палаты Тазовского района и города Петропавловск-Камчатский.

Сайту Счётной палаты муниципального образования Тазовский район присуждено 1 место в разрезе номинаций конкурса: «Сайты контрольных органов МО» с сайтами – г. Петропавловск-Камчатск, г. Волгоград, г. Воронеж.

Счётная палата муниципального образования Тазовский район награждена призом – подписка на электронные издания журнала «Энциклопедия местного самоуправления» и газеты «Местное самоуправление» и дипломом конкурса в соответствии с Положением о конкурсе..(http://emsu.ru/lg/default.asp?c=/contests/2009-2.asp)





Статистика органов и участников конкурса
По данным, полученным в Союзе МКСО (ноябрь 2009), всего в стране создано 4353 муниципальных контрольно-счетных органа, в том числе: 2821 – при представительных органах, 100 – при исполнительных, 629 – общественных комиссий. Остальные 803 – по-видимому, самостоятельные органы. Если учесть, что в Российской Федерации примерно 24 тысячи муниципальных образований, из них около 20 тысяч – сельские поселения, можно с некоторым допущением полагать, что контрольные органы созданы уже практически во всех городских муниципалитетах, т. е. система муниципальных контрольных органов (по терминологии Бюджетного кодекса РФ – органов муниципального финансового контроля) в основном развернута и уже должна повсеместно функционировать и давать эффект.

Отметим, что в этом процессе были свои первопроходцы – в отдельных муниципалитетах контрольные органы появились более 10 лет назад, задолго до принятия в 2003 году и тем более до вступления в силу с 01.01.2009 нового Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который прямо ввел контрольный орган в структуру органов местного самоуправления.

Число участников (17) данного конкурса сайтов контрольных органов (второе полугодие 2009) примерно в семь раз меньше по сравнению с числом участников (114) конкурса сайтов представительных органов (первое полугодие 2009), что приблизительно характеризует соотношение обеспеченности Интернет-представительствами этих двух видов органов.
Соотношение между числом собственных сайтов контрольных органов и разделов контрольных органов на сайтах других, чаще всего представительных, органов местного самоуправления – 9 к 8. Большинство участников представляли городские округа, только по одному участнику было от муниципальных районов и городских поселений. Выборка недостаточна, чтобы судить о географии сайтов, но стоит заметить, что в конкурсе не было ни одного участника из Северо-западного федерального округа.

Жюри конкурса признало лучшими пять сайтов, из них: 4 самостоятельных и 1 раздел, что вполне ожидаемо, т. к. качество собственных сайтов в среднем заметно выше; 4 городских округа и 1 муниципальный район, что скорее неожиданно, т. к. районам непросто конкурировать с округами.

Стадия развития и лучший опыт
Под непосредственным влиянием законодательства и идеологии муниципального финансового контроля сформировались общие представления о содержании и формах работы контрольных органов и, как следствие этого, формируется состав необходимых элементов сайта контрольного органа и отрабатываются способы их представления. Но в отличие от родственных сайтов представительных органов, процесс создания сайтов контрольных органов находится на более ранней стадии и пока средний уровень, в особенности разделов, довольно удручающий.
Однако, если у контрольного органа есть деятельность, то хороший сайт однозначно возможен – это не такая технически сложная задача. Весь вопрос в понимании специфики представления информации для Интернета, рациональном выборе модели (структура, навигация, сервисы, платформа, разработка, поддержка) своего представительства и соответствующих организационных усилиях.

Надеемся, что начинающим в этом окажет помощь, позволит сориентироваться и выбрать правильное собственное направление предварительное изучение лучших имеющихся решений на сайтах-победителях нашего конкурса по решению Жюри: контрольно-счетных палат Петропавловска-Камчатского, Тазовского района (ЯНАО), Волгограда, Воронежа, Сургута (ХМАО – Югра).

Также напрямую относятся к делу некоторые выводы по результатам предыдущего конкурса сайтов «Прозрачный муниципалитет. Представительных органы в Интернете», сформулированные нами полгода назад (site-2009-1end.htm, см. подразделы «Что лучше: сайт или раздел?» и «О роли сайта в системе работы»).

Пожелание: навигатор по деятельности
На сайте контрольного органа, как правило, присутствуют такие общераспространенные разделы, как Новости, Структура и состав органа, Нормативная база (законодательство) и др. Но еще есть специфический раздел или разделы, посвященный Деятельности органа. Обязательность такого раздела логически вытекает из требований законодательства (ст. 38 ФЗ-131). В нем представляются документы соответствующих мероприятий контрольного органа, традиционный интерфейс доступа к ним – списки заголовков документов, сгруппированные в несколько крупных разделов.

С точки зрения потребителя информации подобный интерфейс недостаточен, поскольку не позволяет быстро найти интересующие документы и не обеспечивает обозримости всего поля (структуры) деятельности контрольного органа – различных видов, форм и предметов контрольных мероприятий. В качестве идеи для улучшения интерфейса можно предложить «навигатор» по деятельности контрольного органа в виде таблицы (или схемы), по ячейкам которой соответственно своим отличительным признакам разложены все виды, формы и предметы мероприятий. Кроме того, подобное структурирование информации быстро и без лишних слов вводит непрофессионального посетителя – жителя муниципалитета в малознакомый контекст муниципального финансового контроля.

Исходной точкой для такого «навигатора» могли бы послужить уже имеющиеся на многих сайтах контрольных органов таблицы-планы работ на год, в которых мероприятия уже некоторым образом классифицированы. (Заодно можно было бы решить задачу отображения деятельности на плане работ, что представляется достаточно реалистичным в силу повышенного планового начала в работе контрольных органов.)

Если в «навигаторе» на один документ один вход, можно обойтись без базы данных, но если входов будет больше, то для поддержания связности потребуется база данных описаний документов, что можно также использовать для создания сервиса поиска (выборки) документов. Такой сервис со временем всё равно потребуется в связи с ростом объема информации, хранимой и предоставляемой сайтом.


Жюри конкурса

Возврат к списку